НЕМНОГО ИСТОРИИ


Это и есть Реконьская пустынь. Картина очень похожа на город, поглощенный джунглями из мультика про Маугли. Только обезьян нет. Но такой пустынь была не всегда.
"Время возникновения монастыря назвать трудно. Легенды, записанные в конце прошлого столетия, относили его к XIII веку, когда местные охотники нашли на гранитном валуне на берегу Реконьки икону Живоначальной Святой Троицы. В память чудесного явления образа здесь был устроен скит, где и поселились первые пустынники.
Документальных подтверждений существования Реконьской пустыни в столь далекие времена, не сохранилось, если не считать косвенные упоминания о бережно хранившихся в церкви двух Евангелиях 1607 и 1631 годов. Известный исследователь Тихвинского края И. П. Мордвинов относил время возникновения пустыни ко второй половине XVI века.
В 1764 году она была упразднена вместе с сотнями других обителей по всей России. Пустынь была небогатой, и по описи 1686 года кроме Троицкой церкви в ней значились: "две кельи да конюшей, коровей двор... ограда... забрана в столбцы, двои ворота, одни святые воротцы покрыты тесом, другие простые".
В 1812 году пришел в Тихвин один странник, человек, вписавший впоследствии в историю пустыни самую яркую страницу. Звали его Андреем Ивановичем Шапошниковым. Ни во время скитаний в Тихвинском уезде, ни будучи уже прославленным своей праведной жизнью, он почти не рассказывал о своем подлинном имени, происхождении и годах, прожитых до прихода в Реконь. Известно, что родом он был из Риги, то ли латыш, то ли финн. Отец его, служа при лютеранской кирхе, готовил мальчика к духовному званию. Но привлеченный особым светом Православия, Андрей еще в юности перешел в его лоно, получив при этом имя, отчество и фамилию своего восприемника. Неизвестен и год его рождения. По надписи на надгробной плите старца, умершего в 1865 году, значилось, что родился он в 40-х годах XVIII века. Т.е. прожил он На земле 125 лет, из них 51 год в Рекони,11 месяцев в Тихвинском тюремном замке за проживание без паспорта и докучливые прошения о восстановлении Свято-Троицкой Реконьской обители сменявшим друг друга государям.
22 августа 1822 года в Тихвине Шапошников получил малое пострижение, а 23 ноября 1832 года был облечен в схиму, приняв имя Амфилохия. Пострижение было тайным, и лишь избранным старец открывал свое истинное состояние. Поэтому и во многих документах вплоть до самой смерти он фигурировал как А. И. Шапошников, а не как старец или схимонах Амфилохий.
В 1860 году, сразу после торжеств открытия пустыни, Шапошников принял деятельное участие в закипевшей работе. Несмотря на свой старческий возраст, он оставался таким же энергичным, как и 50 лет назад, когда пришел в Тихвин. В 1855 году архимандрит Владимир писал: "он бодр и крепок... разговорчив, даже весел, не высказывает ни излишней набожности, ни ханжества, ведет себя открыто и просто". Другой очевидец в 1862 году записал следующее: "Старец бодр, читает без очков, говорит громко и скоро, всегда весел". И все-таки годы давали себя знать. В поисках более спокойного места старец удалился на сопку в трех верстах от Рекони. Здесь для него был построен скит с церковью во имя Святителя Тихона Задонского. Через два года Амфилохий, уставший и больной, удалился еще дальше - в самые недоступные места Реконьских лесов. В 15 верстах от монастыря ему срубили последнюю келью. Все время он проводил в постах и молитвах. Летом 1865 года телесные силы старца стали совсем иссякать, он слег и вечером 9 августа скончался. Схимонах Амфилохий прославился не только своей деятельностью по возрождению пустыни. Он оставил о себе память как старец, защитник, советчик, утешитель.
Сохранились легенды и достоверные описания его праведной жизни в лесной глуши. В них рассказывается о бедном житье в землянке, а порой и под открытым небом, когда он на много дней уходил на болота для молитвы. Питался схимник как попало и в Рекони, и в Тихвине, куда он часто ходил в Успенский монастырь. Едой же в лесах были грибы, ягоды и коренья. Спал в землянке на досках, в изголовье брал камень. Самоистязанья его доходили до предела - часто зимой в мороз он уходил босой, в жалком рубище на болота и скитался там по нескольку дней.
Известны случаи прозорливости старца: он предрек восстановление Реконьской пустыни, Крымскую и Польскую войны, никогда не ошибался в предсказаниях местным крестьянам - о неурожае, пожарах и т. д. Приходили к старцу и для исцеления. И эти случаи зафиксированы житийной литературой.
Прах схимонаха Амфилохия был перенесен в монастырь и захоронен рядом с древней Троицкой церковью. Над его могилой была устроена часовня. Место последнего упокоения старца стало особо почитаемым паломниками. На могильную плиту были положены тяжелые железные вериги, которые носил старец, железная цепь и железный обруч, одевавшийся им на голову. По обычаю богомольцы, одев их на себя и поцеловав, могли помянуть старца. Были установлены дни почитания о. Амфилохия - 9 августа, день преставления, и 23 ноября, день памяти.


материалы по Реконьской пустыни.http://www.21v.ru/avarya/rekony/rekony.htm
Михаил Клюхин
ДОРОГА В ОБИТЕЛЬ


НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ


НОЧНЫЕ ГОСТИ


ФОТООБЗОР





На главную
Используются технологии uCoz