ЗАГАДКИ КУРОВСКОГО НЕКРОПОЛЯ
ОТЧЕТ ЗАБЫТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
После выхода в свет книги В. Коршуна "Тайны затопленного села" (М.: "Родонит", 2005), в которой рассказывалось о древнем селе Курово, Сергей Анатольевич Иванов, также серьезно занимающийся историей этого села, разыскал папку со своими старыми записями. В папке находился черновик отчета его экспедиции начала 1990-х годов, целью которой было изучение остатков некрополя, находившегося при куровском церковном комплексе. Черновик представлял собой несколько листов рукописного текста с описанием обнаруженных фрагментов надгробий и их фотографии. Вот фрагмент этого отчета:
"В 1990-1991 гг. проводилось обследование снесенного в ходе строительства канала Москва-Волга села Курова Пушкинского района Московской области, попавшего в зону затопления Учинского водохранилища. Были обнаружены развал взорванной при сносе села церкви и рядом с ним многочисленные фрагменты белокаменных надгробий 16 - начала 18 вв. и два сохранившихся целиком массивных надгробия рубежа 17-18 вв.
Собрано и отмечено на месте более двух десятков обломков надгробий, в том числе с треугольчатым и винтовым орнаментом. Все надгробия расколоты в 1930-х гг. при устройстве водохранилища и использовались для предохранения берега от размывания. Большое количество обломков находится в воде. На крупном фрагменте плиты с треугольчатым орнаментом и орнаментированными боковыми гранями сохранились несколько строк мелко вырезанного текста; лицевая поверхность плиты сильно заглажена водой, надпись не читаема. Еще на одном фрагменте с витым орнаментом сохранились остатки семи-восьми букв. Небольшой сильно окатанный водой обломок сохранил надпись "…в 18 день…". Две сохранившиеся полностью плиты имеют следы попыток раскола их. Это массивные надгробия, характерные для последней четверти 17 в. неорнаментированные, с надписью на одном торце и символическим изображением Голгофы на другом".
Далее идет подробное описание фрагментов, из которых участникам экспедиции впоследствии удалось составить почти целиком три плиты. Фотографии их имеются. Упомянуты также плиты 1695 года (судя по фотографии, это та самая плита, которой посвящена статья В. Коршуна) и 1710 года. Фотография последней плиты в отчете отсутствует.
Прочитать надписи по имеющимся фотографическим материалам удалось доктору исторических наук Андрею Кирилловичу Станюковичу.
На самой древней могильной плите было начертано: "[Лета 70]49 (1540/41 г.) месяца […]ря в тре[тий] день преставися раб Божий Стефан" (здесь и далее в квадратных скобках дана реконструкция утраченных частей текста).
На следующей: "Лета 7067го (1559 г.) июля в 18 день преставись Василей Семенов сын Лапин Заболоцкой во иноцех Васьян". Василий Семенович Лапин-Заболоцкий старший сын Семена Ивановича Лапы Заболоцкого, о котором известно, что в 1520 г. он был воеводой в Мещере, и внук Ивана Гавриловича Заболоцкого, участника Казанского похода Ивана III в 1469 г., а в 1480 г. великокняжеского наместника в Вологде. Известно, что на Василии и его младшем брате Иване род Лапиных Заболоцких угас. Возможно, это связано с тем, что оба они приняли иноческий постриг. Возникает вопрос, почему Василий Семенович оказался похоронен близ Куровской церкви?
Может быть, в первой трети 16 в. здесь находился монастырь? Но ясно одно: церковное строение здесь существовало задолго до его первого упоминания в 1585 г.
Третье надгробие относится уже к XVII в. На нем имеется рельефная надпись: "Лета 7140
(1632 г.) июля в 30 день на память святых апостол Силы и Силуяна преставись раб Божий кн[язь] Стефан Иванов Великово Гагин".
Род князей Великогагины (Великого-Гагины) одна из ветвей княжеского рода Ярославских Шестуновых, потомки Василия Андреевича Большого Гаги, упомянутого в "Разрядной книге" в 1545 -1555 гг. Последним в роду был князь Николай Иванович Великогагин, умерший в 1722 г.
Большинство представителей рода в 17-18 вв. погребались в некрополе Троице Сергиева монастыря. Неясно, по какой причине Стефан Иванович был похоронен в Курово. Может быть, он состоял в родстве с Шеиными? Например, он мог быть женат на дочери Михаила Борисовича Шеина, о которой, к сожалению, ничего не известно.
Теперь этих надгробий уже не существует. Надо сказать, что сразу же после сноса села на куровском некрополе появились гробокопатели.
Жажда отыскать в древних могилах несметные сокровища одолевала их вплоть до конца прошлого века. Когда в середине 1990 х гг. об этом появилась заметка в прессе, группа вандалов пришла в краеведческий музей и гордо заявила, что все оставшиеся надгробия она разбила на куски. Как же прав был барон Николай Николаевич Врангель, еще в 1910 г. писавший: "Русские люди делали все возможное, чтобы исковеркать, уничтожить и затереть следы старой культуры. С преступной небрежностью, с нарочитой ленью и с усердным вандализмом несколько поколений свело на нет все, что создали их прадеды".
Увы, ничего в российской жизни не меняется…
Статья в журнале Древность и Старина, №2(7) 2006
В.Е. КОРШУН, А.К. СТАНЮКОВИЧ
На главную