ТАЙНА СТАРИННОЙ КАРТЫ
Коршун В.Е. Загадки Пушкинского района, М., 2005, стр. 11
При работе в архиве мне попались две старинные карты с названиями “Чертеж землям Герасима Дохтурова села Сафорина” (РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Ед. хр. 484. Ч. 4. Д. 26) и “План села Сафорина на реке Талице, его земель и окрестностей” (РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Ед. хр. 484. Ч. 4. Д. 99). Даты на них не было, других документов, подтверждающих, что Г. Дохтуров когда-то владел Сафориным (так в XVII в. называли село Софрино), пока не обнаружено, так что постараемся хотя бы примерно определить время создания первой карты по имеющимся на ней надписям.
Итак, в центре плана находятся село Сафорино с церковью, которые располагаются на левом берегу запруженной здесь реки Талицы. Церковь, как видно из рисунка, была о трех куполах шатрового типа с колокольницей. На правом берегу Талицы находились двор вотчинников и несколько домиков прислуги у небольшого пруда. Чуть ниже плотины в пойме реки изображен еще один прудик, как ни странно, существующий и поныне. По левому краю сверху вниз обозначены пустоши – Ковезино, Волково Большое, Волково и Волково Малое и деревни – Кленники Митропольей волости и Григорково Давыда Дерябина. По правому краю сверху вниз обозначены думного дьяка Герасима Дохтурова деревня Своробино, его же сельцо Кожухово и село Рахманово Троице-Сергиева монастыря. Вокруг Сафорина показана межа.
Что нам известно об этой местности? Впервые государевы дворцовые села упоминаются в духовной грамоте Ивана Грозного 1572 г. как село Кленки Услюмовское и Брюхово село Супонево, Сафарынское Ивана Сафарина. “Сурожский гость” (купец из г. Судак) Иван Сафарин, по имени которого село было переименовано из Супонева, упоминается в 1482 г. в духовной грамоте удельного верейского князя Михаила Андреевича (князь задолжал ему “50 рублей без трех рублей, да без двух гривен”). Владевший селом до него С.Б. Брюхо был великокняжеским наместником в Новгороде в 1475 г. Отсюда можно сделать вывод, что село возникло ранее указанных выше дат. Тогда при нем существовала деревянная церковь Успения, уничтоженная, видимо, во время польско-литовского нашествия. От него же пострадала, наверно, и церковь Николая Чудотворца в Кленниках, которая в XVII в. уже не упоминалась. Затем Сафарино остается государевым и по писцовым книгам числится присельем села Семеновского. В 1668 г. здесь строится деревянная церковь Успения, а в 1684 г. село становится подмосковной вотчиной боярина Ф.П. Салтыкова.
Мы бы так ничего и не узнали об указанных на плане землевладельцах, если бы в руки не попались “Акты Московского государства” (СПб., 1901). В них подробнейшем образом рассматривалось дело об отписке на Государя вотчин дьяка Д. Дерябина. Оказалось, что в 1646 г. дьяку Давыду Корниловичу Дерябину по указу Великого Государя было отдано “в подмосковное поместье приселье государева дворцового села Семеновского, что было село Супонево, Сафорино тож, по обе стороны речки Талицы”. Ему же были отданы две пустоши – Кожухово и Рябинкино, “да ему же продано в вотчину села Митрополича (сейчас – Митрополье) пустоши Большая да Малая Волковы”. Когда была приобретена Дерябиным деревня Григорково, из дела не видно, но о принадлежности ее дьяку говорит письмо, присланное царю от старосты вышеупомянутой деревни. В 1664 г. из-за провинности Дерябина царь повелел подмосковные вотчины его (кроме Григоркова) перевести в приказ Большого Дворца, “чтобы ему и иным на то смотря впредь так делать и неправды говорить не повадно”.
Видимо, упоминаемая пустошь Кожухово перешла во владение Г. Дохтурова. Как следует из плана, на месте пустоши находится уже одноименное сельцо, которое просуществовало до середины XVIII в. Сам же Герасим Семенович Дохтуров в те времена упоминается достаточно часто. Он дьяк то Стрелецкого, то Посольского приказа, то думный разрядный дьяк. Отмечается его участие в международных переговорах. Упоминаются также его родственники: братья Гавриил, голова московских стрельцов, и Андрей, стрелецкий полковник, убитый стрельцами во время мятежа 1682 г., а также сын, Степан Герасимович. Исходя из этой информации, можно с уверенностью сказать, что план был выполнен в интервале между 1668 и 1684 гг.
P.S. После того, как этот очерк был подготовлен к печати, в архиве обнаружилась “Подлинная межевая книга вотчин думного дьяка Герасима Дохтурова” от 15 мая 1675 г. (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 9810), в которой “поп Саватый по приказу Чудова монастыря архимандрита Павла, да келаря старца Варлама Палицына с братею, а Степан по приказу отца своего думного дьяка Герасима Дохтурова договорились полюбовно учинить межу меж пустошью Ильинской села Даниловского Чудова монастыря и землями думного дьяка Герасима Дохтурова сельца Кожухово и деревни Своробино пустоши Ковезиной, Прытково тож от речки Талицы вверх до земли Великого Государя села Митрополья пустоши Паршино прям по урочищам той спорной земли”. Таким образом, если предположить, что план был приурочен к этому межеванию, то с определенной долей уверенности его можно отнести к 1675 г.
На главную
Используются технологии
uCoz